Повышение квалификации Курсы ИПК Центры ДО


                        

В МКУ «Манский ММЦ» с 11 по 15 декабря 2017 года проходит первая сессия курсов «Коллективные учебные занятия в контексте ФГОС общего образования», которые проводят преподаватели курсов: Иволгина Людмила Ивановна, старший преподаватель КИПК и Пасько Ольга Олеговна, методист КИПК.
       Данные курсы проходят в рамках разработки «Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края».
             Цели курсов:
            - организовать и прожить систему коллективного обучения на основе индивидуальных программ;
            - организовать процедуры понимания процессов организации системы обучения на основе индивидуальных программ;
            - исследовать механизм и средства составления и коррекции индивидуальных образовательных программ.
       Процесс составления и реализации индивидуальных образовательных программ моделируется на следующем содержании раздела «Система коллективного обучения по индивидуальным маршрутам и программам»:

1.    Теоретические и концептуальные основы обучения по индивидуальным маршрутам и программам.

2.    Технология организации обучения по индивидуальным маршрутам и программам.

3.    Нормативно-правовое регулирование обучения по индивидуальным маршрутам и программам.

4.    Методики работы во временных учебных кооперациях: методика взамотренажа, методика взаимообмена заданиями, методика разучивания стихов в парах.

Содержание занятий разнообразно и насыщено различными приемами и формами: общегрупповая работа, работа по алгоритму в парах сменного состава, составление и реализация индивидуальных программ.
           На курсах обучаются двадцать три преподавателя образовательных организациях района и три воспитателя ДОУ. Это преподаватели различных школьных предметов, с различным стажем работы и подготовки. Как отмечают сами обучающиеся, занятия проходят на высоком эмоциональном настрое.

Более подробно с программой курсов «Коллективные учебные занятия в контексте ФГОС общего образования» можно познакомиться на сайте www.kco-kras.ru

 

В случайном разговоре между учителями, обучающимися в Красноярском краевом институте повышения квалификации (далее КК ИПК), привлек внимание курс «Формирование познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения». Управлением образования администрации Манского района совместно с межшкольным методическим центром было принято решение в ближайшую заявочную кампанию в КК ИПК заявить данные курсы повышения квалификации на территории района. Так с марта 2014 г.    учителя впервые познакомились с великолепной командой, продвигающий в учебный процесс Способ диалектического обучения – Глинкиной Г.В., Ковель М.И., Митрухиной М.А.
       В период с 2014 по 2016 год было проучено три группы учителей общеобразовательных учреждений, что ставило около 40% всех педагогов района. Помимо данного курса, слушателям было предложено дополнительно пройти практический семинар «Моделирование и анализ урока в системе «Способа диалектического обучения». В результате проведенной работы все 100% школ получили шанс познакомиться с возможностями Способа диалектического обучения в формировании и развитии как познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
       Большинство общеобразовательных организаций, понимая необходимость разрешения противоречий между требованиями ФГОС к результатам обучения и невозможностью их достижения без структурирования содержания на практике смогли увидеть эффективность использования диалектических средств для развития универсальных учебных действий. В  связи с этим в школах были проучены целые команды педагогов. В группы обучающихся вошли как учителя начальных классов, так и учителя-предметники основного звена.
       В период обучения слушателями было подготовлено и представлено около 30 открытых уроков по различным темам и предметам.   Причем открытые уроки демонстрировали не только учителя, обучающиеся на курсах в данный момент, но и те педагоги, которые прошли эти курсы ранее. Так первыми на базе МБОУ «Шалинская СШ № 1» провели открытые уроки учителя:
       - Шалинской школы: Алексейкина В.А. (русский язык 6 кл.), Димитриадис Н.С. (физкультура 6 кл), Иванова А.А, (технология), Лишанкова Л.В. (история 5 кл), Лысова Т.Н. (ИЗО 6 кл), Франк С.К. (русский язык 5 кл), Шестакова О.В. (английский язык);
       - МБОУ «Кияйская СШ»: Андреева Н.В. (русский язык 6 кл), Антонова Л.А. (математика 5 кл), Теслюк О.А. (ИЗО), Хавабу С.А. (русский язык 2 кл);
       - МБОУ «Нижне-Есауловская СШ»: Иванова В.А. (математика 3 кл), Степаненко Т.З. (математика 4 кл), Стрижнева М.В. (окружающий мир 3 кл);
       - МБОУ «Нарвинская СШ им. В.И.Круглова»: Резвицкая Н.В. (математика 2 кл), учитель МБОУ «Камарчагская СОШ» Лебедева Т.И. (русский язык 5 кл).
       В декабре 2016 года было решено проведение открытых уроков организовать на базе двух школ района: МБОУ «Камарчагская СОШ» и МБОУ «Нарвинская СШ им. В.И.Круглова», где учителя могли продемонстрировать уже свои наработки и первые результаты применения СДО. В каждой школе проведено по шесть уроков.
       В Камарчагской школе продемонстрировали свои уроки: Бекасова Н.С. (обучение грамоте  «Звук и буква «Ц», 1 кл), Герасимова С.Н. (технология «Кулинария», 6 кл), Климец М.И. (математика «Нахождение числа по его дроби», 6 кл), Преснякова В.А. (окружающий мир «Экономика», 2 кл), Сухинин С.Н. (физкультура «Развитие скорости, ловкости и координации», 5 кл), Фокина Н.Ю. (русский язык «Односоставные предложения», 8 кл).
       В Нарвинской школе: Дудина Г.Ю., учитель Шалинской открытой школы (русский язык «Правописание корней слов», 5 кл), и учителя Нарвинской школы – Казанцева М.Г. (английский язык «Present continuons», 5 кл), Карауш Н.Н., (обществознание «Межличностные отношения», 6 кл), Кобякова М.В. (математика «Геометрические фигуры», 2 кл),  Мельниченко В.В. (химия «Основания», 8 кл), Претцер Т.В. (окружающий мир «Хвойные деревья», 1 кл.).
       Открытые уроки показали, что системное применение средств СДО меняет уровень преподавания даже у детей начальной школы, в том числе первоклашек. Несмотря на то, что в первом классе дети еще не умеют читать и им не выставляются оценки, учитель первого класса Претцер Т.В. показала удачные приемы применения Карточки № 1 «Вопрос-понятие»  и Карточки № 2 «Вопрос-суждение», а также использовала критериальное оценивание. Предлагаемые карточки отличаются по цвету, учитель зачитывает и отрабатывает с детьми то или иное понятие, или вопрос-суждение. Ученики достаточно уверенно выстраивают логическую цепочку рассуждений и доказательств. Данные приемы работы уже с первого класса формируют у детей навык построения рассуждения, развивают коммуникативные навыки. Критериальное оценивание (раздача звездочек за правильные ответы) мотивирует активность детей на уроке. Проведенная рефлексия в конце урока «Кого хотите похвалить на уроке» вырабатывает у детей навык оценки деятельности одноклассников, а также самооценки.
       Технология Способа диалектического обучения, по мнению учителей, работающих в данной технологии, заставляет переосмысливать материал урока, как самому педагогу, так и ученикам. У педагога возникает необходимость и потребность уточнения своих предметных энциклопедических знаний (определений и понятий), что непосредственным образом влияет на качество преподавания. Это вызвано неточными (некорректными) определениями, данными в современных учебниках, а также огромным, постоянно меняющимся объемом информации, предоставляемой в разных информационных источниках. Использование на каждом уроке проблемных вопросов (вопросов-понятий, вопросов-суждений) помогает формулировать цели урока и формировать и развивать все виды универсальных учебных  действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.
       В деятельности учащихся также можно наблюдать положительные изменения. Ученикам «приходится» более тщательно работать с содержанием  параграфов, задавая вопросы-понятия, или находя на них ответы. Построение логической схемы и восстановление пропущенных звеньев помогают учащимся систематизировать знания по конкретной теме (предмету), используя межпредметные знания.
       Различные формы организации труда на уроке, применяемые в системе СДО: индивидуальный труд, простая и сложная кооперация позволяет в различных ситуациях оценивать на уроке  трудозатраты каждого ученика. Предлагаются интересные формы распределения ролей в группах: хранитель времени, арбитры и т.д. Использование заявки на оценку положительным образом влияет на активность учащихся на уроке, подвигает их зарабатывать баллы, влияет на формирование самооценки каждого ученика. У учителя, в свою очередь, исчезает вопрос с накопляемостью оценок, как за устные ответы, так и за письменные работы.
      Опыт работы в системе СДО в образовательных организациях района еще не велик, но первые шаги сделаны. Получены первые результаты, и они вдохновляют на дальнейшую работу.

С 25 по 29 января 2016 г. в ММЦ проходило обучение группы педагогов Манского района в количестве 25 человек по теме "Моделирование и анализ урока Способом диалектического обучения".
Занятия с педагогами нашего района провела преподаватель КК ИПК и ППРО кандидат педагогических наук Глинкина Галина Васильевна.
         Обучающиеся на этих курсах педагоги не только проходят теоретический курс, но и выполняют практические задания.
         В процессе обучения было дано 2 открытых урока в пятых классах  Шалинской СШ №1:

·    5 класс – русский язык (Приставка) – учитель Камарчагской СОШ Лебедева Т.И.

·    5 класс – английский язык (обобщающий урок по теме: Животные) – учитель Шалинской СШ №1 Шестакова О.В.

 
      В целях совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с Институтом повышения квалификации составлено соглашение, оформлена заявка на повышение квалификации педагогов.
      В течение 2014-2015 учебного года повысили квалификацию 74 учителя.

       С 18 по 22 мая 2015 г. в ММЦ проходили занятия в рамках курсов повышения квалификации, которые вела старший преподаватель кафедры педагогики и психологии КГАОУ ДПО (ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат педагогических наук Ковель Марина Ивановна. Занятия проходили в форме семинара на тему «Моделирование уроков».
      25 учителей района в течение 40 часов углубляли свои знания средствами Способа диалектического обучения.В процессе обучения было проведено 4 открытых урока на базе Шалинской СОШ.
Преподавателем Ковель М.И. было продемонстрировано три мастер-класса в рамках реализации ФГОС.

      С 6 по 15 ноября 2014 г. В рамках курсов повышения квалификации на базе ММЦ проходит вторая сессия курса "ФГОС: Развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения". В ней приняли участие 26 учителей образовательных учреждений района. Занятия вели преподаватели КК ИПКиППРО: кандидаты педагогических наук Глинкина Галина Васильевна и Ковель Марина Ивановна. В ходе обучения проведен теоретический курс и практические занятия.

      С 11 по 15 марта 2014г., в течение пяти дней в помещении ММЦ проходила 1-я сессия ФГОС: "Развитие у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения", на которой получили новые знания 28 учителей из школ нашего района.

Соглашение о сотрудничестве по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования на II полугодие 2015 г. 

План-график курсов повышения квалификации на II полугодие 2015 г.

Заявки на курсы повышения квалификации на II полугодие 2015 г.