Повышение квалификации | Курсы ИПК | Центры ДО |
В МКУ «Манский ММЦ» с 11 по 15 декабря 2017 года проходит
первая сессия курсов «Коллективные учебные занятия в контексте ФГОС общего
образования», которые проводят преподаватели курсов: Иволгина Людмила
Ивановна, старший преподаватель КИПК и Пасько Ольга Олеговна, методист КИПК.
Данные курсы проходят в рамках разработки
«Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах
Красноярского края».
Цели
курсов:
-
организовать и прожить систему коллективного обучения на основе индивидуальных
программ;
-
организовать процедуры понимания процессов организации системы обучения на
основе индивидуальных программ;
- исследовать
механизм и средства составления и коррекции индивидуальных образовательных
программ.
Процесс составления и реализации
индивидуальных образовательных программ моделируется на следующем содержании
раздела «Система коллективного обучения по индивидуальным маршрутам и
программам»:
1. Теоретические и концептуальные основы обучения по индивидуальным маршрутам и программам.
2. Технология организации обучения по индивидуальным маршрутам и программам.
3. Нормативно-правовое регулирование обучения по индивидуальным маршрутам и программам.
4. Методики работы во временных учебных кооперациях: методика взамотренажа, методика взаимообмена заданиями, методика разучивания стихов в парах.
Содержание занятий разнообразно и насыщено различными приемами и формами:
общегрупповая работа, работа по алгоритму в парах сменного состава, составление
и реализация индивидуальных программ.
На курсах обучаются
двадцать три преподавателя образовательных организациях района и три воспитателя
ДОУ. Это преподаватели различных школьных предметов, с различным стажем работы и
подготовки. Как отмечают сами обучающиеся, занятия проходят на высоком
эмоциональном настрое.
Более подробно с программой курсов «Коллективные учебные занятия в контексте ФГОС общего образования» можно познакомиться на сайте www.kco-kras.ru
В случайном разговоре между учителями, обучающимися в
Красноярском краевом институте повышения квалификации (далее КК ИПК), привлек
внимание курс «Формирование познавательных УУД
средствами Способа диалектического обучения».
Управлением образования администрации Манского района совместно с межшкольным
методическим центром было принято решение в ближайшую заявочную кампанию в КК
ИПК заявить данные курсы повышения квалификации на территории района. Так с
марта 2014 г. учителя впервые познакомились с великолепной командой,
продвигающий в учебный процесс Способ диалектического обучения – Глинкиной Г.В.,
Ковель М.И., Митрухиной М.А.
В период с 2014 по 2016 год было проучено
три группы учителей общеобразовательных учреждений, что ставило около 40% всех
педагогов района. Помимо данного курса, слушателям было предложено дополнительно
пройти практический семинар «Моделирование и анализ урока в системе «Способа
диалектического обучения». В результате проведенной работы все 100% школ
получили шанс познакомиться с возможностями Способа диалектического обучения в
формировании и развитии как познавательных, регулятивных, личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий.
Большинство общеобразовательных
организаций, понимая необходимость разрешения противоречий между требованиями
ФГОС к результатам обучения и невозможностью их достижения без структурирования
содержания на практике смогли увидеть эффективность использования диалектических
средств для развития универсальных учебных действий. В связи с этим в школах
были проучены целые команды педагогов. В группы обучающихся вошли как учителя
начальных классов, так и учителя-предметники основного звена.
В период обучения слушателями было
подготовлено и представлено около 30 открытых уроков по различным темам и
предметам. Причем открытые уроки демонстрировали не только учителя,
обучающиеся на курсах в данный момент, но и те педагоги, которые прошли эти
курсы ранее. Так первыми на базе МБОУ «Шалинская СШ № 1» провели открытые уроки
учителя:
- Шалинской школы: Алексейкина В.А.
(русский язык 6 кл.), Димитриадис Н.С. (физкультура 6 кл), Иванова А.А,
(технология), Лишанкова Л.В. (история 5 кл), Лысова Т.Н. (ИЗО 6 кл), Франк С.К.
(русский язык 5 кл), Шестакова О.В. (английский язык);
- МБОУ «Кияйская СШ»: Андреева Н.В.
(русский язык 6 кл), Антонова Л.А. (математика 5 кл), Теслюк О.А. (ИЗО), Хавабу
С.А. (русский язык 2 кл);
- МБОУ «Нижне-Есауловская СШ»: Иванова В.А.
(математика 3 кл), Степаненко Т.З. (математика 4 кл), Стрижнева М.В. (окружающий
мир 3 кл);
- МБОУ «Нарвинская СШ им. В.И.Круглова»:
Резвицкая Н.В. (математика 2 кл), учитель МБОУ «Камарчагская СОШ» Лебедева Т.И.
(русский язык 5 кл).
В декабре 2016 года было решено проведение
открытых уроков организовать на базе двух школ района: МБОУ «Камарчагская СОШ» и
МБОУ «Нарвинская СШ им. В.И.Круглова», где учителя могли продемонстрировать уже
свои наработки и первые результаты применения СДО. В каждой школе проведено по
шесть уроков.
В Камарчагской школе продемонстрировали
свои уроки: Бекасова Н.С. (обучение грамоте «Звук и буква «Ц», 1 кл),
Герасимова С.Н. (технология «Кулинария», 6 кл), Климец М.И. (математика
«Нахождение числа по его дроби», 6 кл), Преснякова В.А. (окружающий мир
«Экономика», 2 кл), Сухинин С.Н. (физкультура «Развитие скорости, ловкости и
координации», 5 кл), Фокина Н.Ю. (русский язык «Односоставные предложения», 8 кл).
В Нарвинской школе: Дудина Г.Ю., учитель
Шалинской открытой школы (русский язык «Правописание корней слов», 5 кл), и
учителя Нарвинской школы – Казанцева М.Г. (английский язык «Present
continuons», 5 кл), Карауш Н.Н., (обществознание «Межличностные
отношения», 6 кл), Кобякова М.В. (математика «Геометрические фигуры», 2 кл),
Мельниченко В.В. (химия «Основания», 8 кл), Претцер Т.В. (окружающий мир
«Хвойные деревья», 1 кл.).
Открытые уроки показали, что системное
применение средств СДО меняет уровень преподавания даже у детей начальной школы,
в том числе первоклашек. Несмотря на то, что в первом классе дети еще не умеют
читать и им не выставляются оценки, учитель первого класса Претцер Т.В. показала
удачные приемы применения Карточки № 1 «Вопрос-понятие» и Карточки № 2
«Вопрос-суждение», а также использовала критериальное оценивание. Предлагаемые
карточки отличаются по цвету, учитель зачитывает и отрабатывает с детьми то или
иное понятие, или вопрос-суждение. Ученики достаточно уверенно выстраивают
логическую цепочку рассуждений и доказательств. Данные приемы работы уже с
первого класса формируют у детей навык построения рассуждения, развивают
коммуникативные навыки. Критериальное оценивание (раздача звездочек за
правильные ответы) мотивирует активность детей на уроке. Проведенная рефлексия в
конце урока «Кого хотите похвалить на уроке» вырабатывает у детей навык оценки
деятельности одноклассников, а также самооценки.
Технология Способа диалектического
обучения, по мнению учителей, работающих в данной технологии, заставляет
переосмысливать материал урока, как самому педагогу, так и ученикам. У педагога
возникает необходимость и потребность уточнения своих предметных
энциклопедических знаний (определений и понятий), что непосредственным образом
влияет на качество преподавания. Это вызвано неточными (некорректными)
определениями, данными в современных учебниках, а также огромным, постоянно
меняющимся объемом информации, предоставляемой в разных информационных
источниках. Использование на каждом уроке проблемных вопросов (вопросов-понятий,
вопросов-суждений) помогает формулировать цели урока и формировать и развивать
все виды универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных,
коммуникативных и личностных.
В деятельности учащихся также можно наблюдать
положительные изменения. Ученикам «приходится» более тщательно работать с
содержанием параграфов, задавая вопросы-понятия, или находя на них ответы.
Построение логической схемы и восстановление пропущенных звеньев помогают
учащимся систематизировать знания по конкретной теме (предмету), используя
межпредметные знания.
Различные формы организации труда на уроке,
применяемые в системе СДО: индивидуальный труд, простая и сложная кооперация
позволяет в различных ситуациях оценивать на уроке трудозатраты каждого
ученика. Предлагаются интересные формы распределения ролей в группах: хранитель
времени, арбитры и т.д. Использование заявки на оценку положительным образом
влияет на активность учащихся на уроке, подвигает их зарабатывать баллы, влияет
на формирование самооценки каждого ученика. У учителя, в свою очередь, исчезает
вопрос с накопляемостью оценок, как за устные ответы, так и за письменные
работы.
Опыт работы в системе СДО в образовательных
организациях района еще не велик, но первые шаги сделаны. Получены первые
результаты, и они вдохновляют на дальнейшую работу.
С 25 по 29 января
2016 г. в
ММЦ проходило обучение группы педагогов Манского района в количестве
25 человек по
теме "Моделирование и анализ урока Способом диалектического обучения".
Занятия с педагогами нашего района провела преподаватель КК ИПК и ППРО кандидат
педагогических наук Глинкина Галина Васильевна.
Обучающиеся на этих курсах
педагоги не только проходят теоретический курс, но и выполняют практические
задания.
В процессе обучения было дано 2
открытых урока в пятых классах Шалинской СШ №1:
· 5 класс – русский язык (Приставка) – учитель Камарчагской СОШ Лебедева Т.И.
· 5 класс – английский язык (обобщающий урок по теме: Животные) – учитель Шалинской СШ №1 Шестакова О.В.
В целях совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования с Институтом повышения квалификации составлено соглашение, оформлена
заявка на повышение квалификации педагогов.
В течение 2014-2015 учебного года
повысили квалификацию 74 учителя.
С 18 по 22 мая
2015 г. в ММЦ
проходили занятия в рамках курсов повышения квалификации, которые вела старший
преподаватель кафедры педагогики и психологии КГАОУ ДПО (ПК)С «Красноярский
краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования», кандидат педагогических наук Ковель Марина Ивановна.
Занятия проходили в форме семинара на тему «Моделирование уроков».
25 учителей района в течение 40 часов углубляли
свои знания средствами Способа диалектического обучения.В процессе обучения было
проведено 4 открытых урока на базе Шалинской СОШ.
Преподавателем Ковель М.И. было продемонстрировано три мастер-класса в рамках
реализации ФГОС.
С 6 по 15 ноября 2014 г. В рамках курсов
повышения квалификации на базе ММЦ проходит вторая сессия курса "ФГОС: Развитие
у учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения". В
ней приняли участие 26 учителей образовательных учреждений района. Занятия вели
преподаватели КК ИПКиППРО: кандидаты педагогических наук Глинкина Галина
Васильевна и Ковель Марина Ивановна. В ходе обучения проведен теоретический курс
и практические занятия.
С 11 по 15 марта 2014г.,
в течение пяти дней в помещении ММЦ проходила 1-я сессия ФГОС: "Развитие у
учащихся познавательных УУД средствами Способа диалектического обучения", на
которой получили новые знания 28 учителей из школ нашего района.
Соглашение
о сотрудничестве по повышению квалификации и профессиональной переподготовке
работников образования на II полугодие 2015 г.
План-график курсов повышения квалификации на II полугодие 2015 г.
Заявки на курсы повышения квалификации на II полугодие 2015 г.